Генеральный директор Parimatch: у киберспорта есть шансы конкурировать с футболом

Генеральный директор Parimatch: у киберспорта есть шансы конкурировать с футболомТрудно найти более откровенного генерального директора, чем Сергей Портнов из Parimatch. Он не боится высказывать свое мнение, любит яркую аналогию и готов делать смелые прогнозы. Генеральным директор Parimatch ответил на вопросы журналистов, рассказал о переходе компании из оффлайн в онлайн-сегмент в регионе СНГ, про ставки на ММА, а также сделал оптимистичный прогноз на будущее киберспорта.

В прошлом вы говорили о переходе Parimatch с преимущественно офлайн-бизнеса в цифровое пространство. С чем именно это связано?

Всякий раз, когда вы осуществляете преобразование компании, самое важное не просто следовать тенденции. Этого недостаточно, если команда, внедряющая изменения, не имеет такого внутреннего понимания и культуры. «Быть ​​онлайн» означает, что вы многозадачны, как сумасшедшие, и супер адаптивны. Вы продолжаете гадать, где выход в лабиринте, потому что в цифровом мире так много возможностей. У вас есть шанс поэкспериментировать; я предприниматель, что означает, что у меня есть коммерческий аппетит и интерес к риску. Онлайн-пространство – хорошее место для их реализации. Как только я пришел в компанию, я привел людей, которые похожи на меня, и мы начали идентифицировать активы в компании, которые мы можем улучшить, переместив их в интернет. На тот момент онлайн-сфера в 2011 году требовала доверия. В настоящее время Вы доверяете онлайн-компаниям больше, чем розничным из-за власти онлайн-брендов, таких как Amazon и Ebay. Когда вы покупаете у них, вы чувствуете, что они более надежны, чем магазин на углу. Но десять лет назад – ни за что, как минимум, потребители беспокоились о том, что данные их карты будут украдены. Наличие бренда, существующего на рынке семнадцать лет, давало нам преимущество. Имея это доверие, мы начали усиливать бренд с помощью пользовательского опыта и маркетинговых кампаний. Люди, стоящие за проектом, идеально подходили для ведения онлайн-бизнеса.

Это должно было представлять некоторые проблемы?

Было много проблем. Ключевой задачей была и остается платформа. Как только вы начинаете думать о цифровых технологиях, это означает, что вам нужно полностью изменить свой взгляд на IT. Она должна быть масштабируемой, гибкой и стабильной. Мы работали на устаревшей платформе, которая была разработана для розничных нужд. По сути, пока наш поезд двигался, нам нужно было переоборудовать его в лодку. Мы должны были делать это на ходу, что в десять раз сложнее. Теперь мы находимся в лодке, но, поверьте мне, половина лодки все еще является поездом. Процесс замены нашего оффлайн наследия чем-то новым был безусловно самой большой проблемой. Второй проблемой были люди, ведущие бизнес, ориентированные на розничную торговлю. Изменение мышления людей – самое сложное, что вы можете сделать. Если кто-то из них молод, это возможно. Но если людям 45 или 50 лет, и вы должны им сказать, пожалуйста, прекратите опираться на прошлое и подумайте о будущем, это трудно. Мы потратили год или два, пытаясь изменить их деловое мышление. К сожалению, мы потратили время впустую; мы должны были расстаться с некоторыми топ-менеджерами, что в итоге и произошло. Пришла новая «порода» людей, которая заменила существующую команду на всех уровнях управления. Задача состояла в том, чтобы договориться наилучшим образом. Эти люди были в компании в течение нескольких лет, но не могли управлять компанией и продолжать расти. Эмоционально это был самый сложный вызов; а с точки зрения бизнеса, IT были самой большой проблемой.

Вы ранее упомянули, что подход компании  можно определить как «без рабочего времени». Что именно это означает?

Здесь я подразумеваю, что вы не различаете жизнь и работу. В Великобритании я знаю многих людей, которые работают в игровой индустрии; У руководителей крупных компаний, занимающихся азартными играми, или менеджеров по маркетингу в солидных компаниях такое мышление – с 9 утра до 6 вечера мы работаем, а все остальное выясним завтра. Такой подход оправдан только в том случае, если компания полностью стабильна, а завтрашний день предсказуем. Когда вы знаете, что параметры постоянно меняются, это требует круглосуточной бдительности. Всегда будь начеку; нет способа делегировать задачи. Вы должны работать дополнительно. Менеджмент в Parimatch работает и в выходные дни. Все работают, работают, работают и почти не имеют выходных. Но это культура. Если бы кто-то ввел это в Великобритании, люди бы ушли из компании. Если вы совершите внезапный сдвиг, будет кризис. Однако если это естественная культура с самого начала, люди не могут жаловаться, поскольку они знали об этой культуре и должны принять игру. Эта игра существует для руководства, но у персонала в повседневных операциях есть четкие сроки. Менеджеры живут в компании, я могу позвонить им в любое время, каждый из них всегда будет доступен.

Нет ли опасности выгорания при таком подходе?

Это огромная опасность. Действительно существует опасность быть истощенным. Вот почему компания с таким подходом должна вкладывать значительные средства в эмоциональную мотивацию. Это означает, что вы должны быть подключены к своей управленческой команде, вы не можете быть вдалеке и должны постоянно находиться вместе с ними. Вы должны делать удивительные корпоративные мероприятия, вы должны справедливо платить и отдавать долю дохода. Мы много инвестируем в идеологию компании, справедливо относимся к людям. Высшее руководство всегда оставляет дверь открытой, чтобы менеджер мог при можете прийти и обсудить любую тему. Люди ценят это, и это позволяет им быстрее оправиться от выгорания.

Вы в основном работаете в регионе СНГ (Россия, Казахстан и Беларусь) и Украине. Каково состояние регулирования на этих рынках?

Российский рынок регулируется; Беларусь регулируется так же жестко, как Великобритания; Казахстан и Украина регулируются, но регулирование запретное. Россия недавно сделала огромный шаг к разумному регулированию, оно не лишено недостатоков, но все же такое регулирование лучше, чем его отсутствие, и Россия является приоритетным рынком для нас.

Насколько популярны ставки в регионе СНГ?

Эти рынки, очевидно, огромны; в вышеупомянутых четырех странах проживает более двухсот миллионов человек. Склонность жителей к азартным играм умеренная. Граждане таких стран, как Китай, Турция и Грузия, имеют более высокую склонность к азартным играм. Регион СНГ имеет умеренную, возможно, даже ниже средней, склонность к азарту и потребители вполне рациональны. Люди любят спорт и размер рынка в этих четырех странах в совокупном доходе от игровой индустрии, я бы сказал, чуть ниже двух миллиардов долларов, из которых шестьдесят процентов приходится на Россию.

Вы рассматриваете выход на какие-либо новые рынки, США, например?

США для нас – это утопия. Быть в США – это мечта, но, на самом деле, это не наша игра. Это игра для крутых парней, для элиты игорного бизнеса, которая состоит из публичных компаний, таких как Paddy Power Betfair, GVC, William Hill и Stars Group. Они имеют контакты и используют маркетинг, у них есть большой опыт в зарубежном лицензировании. У них есть доступ ко всему, не только к капиталу. Сначала они будут доминировать на рынке, и для скромных парней, таких как Parimatch, есть возможность взять только остатки. Я бы сказал, что это вряд ли станет приоритетом компании, хотя это определенно улучшит имидж. Для нас деньги могут быть сделаны в областях, где наше естественное расположение соответствует контексту. Мы эффективны на рынках, где все может измениться завтра, и мы постоянно адаптируемся. Европа слишком стабильна и конкурентоспособна. Африка, Латинская Америка и Азия являются для нас прекрасными районами. У нас нет точных планов в этих областях в этом году, но мы определенно рассматриваем новые возможности.

Сотрудничество Parimatch с UFC дало рост ставок на единоборства?

Ставки на ММА – моя любимая тема! С момента подписания нашего контракта с UFC цифры резко изменились. Обороты, которые мы получаем от мероприятий UFC выросли в шесть раз менее чем за год. Так что, безусловно, сотрудничество оказало положительное влияние. Самое смешное, что обороты от футбольных ставок также выросли в три или четыре раза, то есть в компании наблюдается общий рост. По уровню роста ставки на UFC занимают второе место в Parimatch. Вы можете догадаться, что является самым быстрорастущим – это киберспорт. Но делать ставки на UFC сложно. Наша стратегия состоит в том, чтобы использовать UFC для усиления и улучшения позиций бренда. Мы даем супер-конкурентные коэффициенты с маржой всего в 1-2 процента. Мы увеличиваем объемы ставок на UFC, чтобы перенаправить интерес клиентов и на другие виды спорта.

Насколько успешен этот драйв в других видах спорта?

В последнее время мы не проводили анализ того, на что они делают ставки, но игроки наверняка делают ставку и на другие события. Что мы отметили, так это то, что наш бренд в комплекте с брендом UFC и именем Конора МакГрегора означает, что мы в тренде. Люди говорят о нас, и мы ловим этот вирусный эффект. Вот что важно, потому что эти вирусные эффекты помогают нам приобретать новых игроков. Тот, кто делает ставку на Макгрегора, может порекомендовать нас своему другу, а тот может делать ставки только на «Барселону». Но сарафанное радио работает по-прежнему.

Киберспортивная индустрия, безусловно, сейчас в тренде; но вы действительно верите, что она может когда-нибудь превзойти футбол?

Сейчас киберспорт входит в шестерку лучших видов спорта и составляет пять процентов нашего оборота. Я считаю, что в следующем году это может быть восемь процентов. Через пять лет это может легко превратиться в двадцать процентов. Обойдет ли он футбол? Через десять лет, если бы мне пришлось делать ставки вслепую, я бы сказал, что киберспорт прогрессирует и станет еще более захватывающим для игроков и зрителей – как в фильме Ready Player One, но есть вероятность, что молодые зрители всегда будут отдавать предпочтение традиционным видам спорта, когда они будут достаточно взрослые, чтобы делать ставки. Однако сегодня молодежь предпочитает киберспорт футболу. Так что через десять лет у киберспорта есть шанс победить футбол. В эту отрасль вкладывают много денег. Нынешнее поколение Z живет в цифровом мире. Зачем им идти на стадион и смотреть матч «Интера» или «Милана» против «Ювентуса»? Они предпочитают общаться в сети и смотреть в киберспорт. По сути, мы делаем ставку на прогноз, что молодые люди не будут увлекаться традиционными видами спорта. Спорт – это статичный кит, огромный, но вводят ли они новшества? Что в настоящее время делают клубы для привлечения молодежи? Киберспорт много инвестирует в цифровой формат, и футбол не может конкурировать в онлайн-мире, только в физическом мире. Даже сейчас молодежь предпочитает делать ставки на киберсоревнования по FIFA, а не на настоящий футбол. Я предсказываю, что через пять лет поколение Z будет ставить больше на киберспортсменов, играющих в «Манчестер Юнайтед» – «Челси» в FIFA, чем на «Манчестер Юнайтед» – «Челси» в реальной жизни.

Что являлось основными движущими силами недавнего ребрендинга Parimatch?

Это был исторический момент для компании. Последний ребрендинг был десять или одиннадцать лет назад. Этот ребрендинг внутренне называется проектом Феникс. Parimatch – старая компания, но мы дали ей волшебную таблетку, чтобы сделать ее молодой. Не только логотип изменился. Внутренне все чувство компании изменилось. Это включает в себя партнерство с Конором МакГрегором. Он передает настроение нашего бренда. Молодые люди охотно фотографируются с МакГрегором, и сейчас мы привлекаем молодую аудиторию. Мы больше не отталкиваем фанатов киберспорта, но мы также можем привлечь нашу старшую аудиторию, так что это идеальный баланс. Parimatch надежен, но мы еще не идеальны с нашим киберспортивным продуктом. В маркетинге мы прилагаем огромные усилия для ставок на киберспорт. Одно из самых важных направлений – блогеры и стримеры, которые говорят о киберспорте; они являются послами нашего бренда и могут естественно продвигать наш продукт.

Каковы ваши основные цели для Parimatch в ближайшие пять лет?

Это вопрос, который я получаю от всех моих менеджеров! Как адаптивная фирма, мы предпочитаем не иметь долгосрочных целей. Но это только на случай оправдания нашей неудачи в достижении этих целей. Если серьезно, я бы хотел найти лучший баланс между нашими предпринимательскими навыками и нашими IT. Наша деловая хватка идет дальше, чем наша способность использовать эти возможности. Мы отстаем от того, где нам хотелось бы быть оперативнее. Однако у нас много целей в маркетинге и привлечении игроков, и есть знание, куда инвестировать и в кого инвестировать. Мы как боксер в UFC: Париматч может выбить несколько боксеров, но наши удары ногами и борьба нерезультативны. Мы должны стать настоящими бойцами ММА, меньше полагаясь на свои руки. Иначе нас выбьют.

Материалы по темам: